С первых дней Первой мировой войны русским командованием стал реализовываться план Восточно-Прусской операции. Его разработали и опробовали в оперативно-тактической игре еще в 1911 году.
Войсками 1-й армии предусматривалось атаковать левый фланг немецкой группировки в Восточной Пруссии, отрезать ее от Кенигсберга, блокировав при этом город.
2-я армия, обойдя Мазурские болота с юга, должна была атаковать правый фланг немцев, и отрезав ее от Вислы, вместе с 1-й армией окружить немецкую группировку.
1-ю армию возглавлял генерал Павел Карлович фон Ренненкампф. Командование 2-й армией поручили генералу Александру Васильевичу Самсонову, который к тому времени зарекомендовал себя как талантливый военачальник.
На самом деле весь план операции превратился в череду неудачных импровизаций. Командование фронта, которое не имело ни разведданных о противнике, ни данных о состоянии собственных тылов, не принимало во внимание соображения командующих армиями.
Начало боевых действий
После перехода границы 1-я армия довольно успешно продвигалась вперед, нанеся немцам серьезное поражение под Гумбиненом.
2-я армия пересекла границу только 21 августа 2014 года. Наступала она в направлении Ортельбург–Вилленбург. 22 августа Самсонов взял эти города, а также Нейдельбург и Сольдау. Армия опасно растянулась по фронту наступления.
24 августа XV корпус атаковал немцев, заставив их отступить, однако последствия были плачевными. После сложной атаки войска устали, кроме того отсутствовало снабжение армии и не было разведывательной информации о противнике. Самсонов запросил у штаба фронта разрешения на приостановку движения для обеспечения правого фланга всем необходимым. Генерал Жилинский, обвинив Самсонова в трусости, потребовал продолжить наступление.
На просьбы командиров корпусов Мартоса и Клюева дать войскам отдых, чтобы привести в порядок тылы, теперь уже оскорбленный Самсонов ответил отказом. Вместо наступления на север для соединения с армией Ренненкампфа Самсонов перенес направление наступления на запад, к Остероде.
XV корпус начал движение, имея на левом фланге прикрывавший его I корпус — войска еще более растянулись. VI корпус армии находился в 50 км северо-восточнее остальной армии.
Трагедия для русской армии
25 августа генерал Самсонов получил сведения о концентрации немецких войск в районе своего правого фланга. Предложение развернуться против них главнокомандующие отвергли, приказав продолжить наступление.
Утром следующего дня генерал отдал соответствующие приказы центральным корпусам.
Самсонов и Ренненкампф не собирались двигаться на соединение друг с другом. Вместо этого они, наоборот, действовали в противоположных направлениях. Это и стало началом катастрофы.
2-я армия двигалась в гигантскую западню, устроенную для них немцами.
Командующему германскими войсками генералу Гинденбургу были известны все планы русского командования. Из радиосообщений, передаваемых открытым текстом, без шифрования, и из документов, попавших к немцам от случайно севшего на их позициях русского летчика.
В течение короткого времени, оставив перед армией Ренненкампфа лишь отряды прикрытия, все остальные войска Гиндербург перебросил для окружения войск Самсонова.
Бои под Танненбергом
26 августа I немецкий корпус на юге атаковал позиции XXII русского корпуса, заставив его отступать к Нейденбургу. Образовался опасный разрыв между I и XV корпусами.
Германские войска генерала Макензена атаковали изолированный от основных сил армии VI корпус, выбив его из Бишофсбурга. Правый фланг русских войск был полностью оголен, а войска центральных корпусов продолжали идти вперед, все более увязая в боях со свежими силами немцев.
27 августа I и VI фланговые корпуса были отрезаны от центральных XIII и XV корпусов. Ночью, взяв Нейденбург, немцы отрезали пути отступления армии Самсонова. При этом сам командующий об этом ничего не знал.
Утром следующего дня Самсонов узнал о разгроме VI корпуса. Попытка XIII корпуса оказать помощь XV не увенчалась успехом. Командир XIII корпуса Клюев отдал приказ отступать. Самсонов в середине дня принял такое же решение, однако оно стало слишком запоздалым.
Разгром русской армии
29 августа XV корпус не смог пробиться к Нейденбургу. Командир корпуса генерал Мартос с войсками сдался. К вечеру XIII корпус также был окружен. Командир корпуса генерал Клюев с частью войск сложили оружие. Небольшая часть корпуса все же вырвалась из окружения.
Генерал Самсонов, оказавшись в лесу с остатками своего штаба, 30 августа застрелился. Армия была разгромлена — ее остатки ушли за польскую границу.
Сражение под Танненбергом стало первым сражением, проигранным русскими войсками в этой войне. И дело не в боевом духе русского солдата, а в неспособности командования вести войну с серьезным, думающим противником.
Посыл статьи — виноваты главнокомандующие (почему — щие, а не щий — Николай Николаевич? +Жилинский? ). И Ренненкампф в чём виноват? Он тоже действовал по плану главнокомандующего.
НравитсяНравится